Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан

Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан рассмотрен вопрос обеспечения жилищных прав инвалидов (внеочередников), страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний

16 ноября 2019
234
0

В Республике Башкортостан остро стоит вопрос обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Государственным заказчиком и главным распорядителем средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, является Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (Госстрой РБ).

По общим сведениям из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет, социальную поддержку получили:

в 2017 году из 1508 человек – 46 (3%)

в 2018 году из 1626 человек – 77 (4,7 %)

в 2019 году из 1615 человек – 14 (0,8 %) при выделенном финансировании на 230 человек.

В республике в рамках учета нуждающихся в жилых помещениях инвалиды разделены на 2 списка:

вставшие на учет до 1 января 2005 года – Список 1;

вставшие на учет после 1 января 2005 года – Список 2.

Условия льготы

Список 1:

- 18 кв.м;

- средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилья по РБ, утверждается Минстроем России;

- средства (субвенция) федерального бюджета.

Список 2:

- 33 кв.м;

- средняя рыночная стоимость 1 кв.м в разрезе районов и городов утверждается Госстроем РБ;

- средства (субвенции) республиканского бюджета.

по списку 1 на учете состоят (в том числе обладающие правом на внеочередное получение жилых помещений - страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания):

01.01.2017 – 771 инвалид и 63 семьи с детьми-инвалидами (в т.ч. 57 и 3 соответственно);

01.01.2018 – 690 инвалид и 47 семей с детьми-инвалидами (в т.ч. 41 и 3 соответственно);

01.01.2019 – 655 инвалид и 31 семья с детьми-инвалидами (в т.ч. 29 и 2 соответственно).

Проверкой зафиксированы самые длительные нахождения на учете:

- инвалид общего заболевания стоит на учете с января 1985 года;

- гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеющий право на внеочередное получение жилья с 1987 года.

Гражданам из Списка 1, предусмотрена возможность получения господдержки в виде единовременной денежной выплаты – «Сертификата». Однако, по состоянию на 01.01.2019 г. из 686 граждан250 (36,4 %) выбрали форму поддержки «жилое помещение» ввиду невозможности вложения дополнительных средств в долевое строительство. Остальные граждане (63,6 %) выбрали господдержку в виде получения «сертификата».

По списку 2 на учете состоят (в том числе граждане с внеочередным правом получения жилья):

01.01.2017 – 619 инвалид и 55 семьи с детьми-инвалидами (в т.ч. 615 и 26 соответственно);

01.01.2018 – 796 инвалид и 93 семей с детьми-инвалидами (в т.ч. 788 и 40 соответственно);

01.01.2019 – 822 инвалид и 107 семья с детьми-инвалидами (в т.ч. 812 и 54 соответственно).

Законное право реализовано (в т.ч. вне очереди - по судебному решению):

31.12.2017 г. – 46 граждан: 26 чел. из Списка 1 и 20 чел. из Списка 2;

31.12.2018 г. – 77 граждан: 11 чел. из Списка 1 и 66 чел. из Списка 2;

31.08.2019 г. – 14 граждан: 6 чел. из Списка 1 и 8 чел. из Списка 2.

Наблюдается «динамика» в предоставлении жилья с принятием судебных решений. Анализ практики судебного оспаривания показал, что только по ГО г.Уфа по состоянию на 1 января 2018 года имелось 103 вступивших в законную силу судебных решения о предоставлении жилья гражданам (инвалидам), вставшим на учет после на 1 января 2005 и страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, то есть 35,6% от количества, вставших в г.Уфа на учет граждан.

На 1 января 2019 года таких судебных решений уже 112 (45%), на 20 августа – 109 судебных решений о предоставлении жилья данной категории граждан.

Согласно нормам действующего законодательства исполнение судебных решений производится в первоочередном порядке без учета очередности инвалидов по дате постановки на учет. Таким образом, права инвалидов на своевременное обеспечение жильем, вставших на учет в более ранние сроки, и не обратившихся в суд, не реализуются.

Например, в г. Уфа в 2017-2018 годах все 22 переданные инвалидам квартиры предоставлены во исполнение судебных решений.

Основными причинами увеличения количества обращений граждан в суды различных инстанций, по данным анализа, явились несовершенство положений действующего законодательства, нерешение вопросов обеспечения нуждающихся жилыми помещениями, несоблюдение хронологической очередности при предоставлении жилья.

В ходе проверки установлены факты незаконного снятия в г. Уфа с учета 34 инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях из-за изменения с 1 января 2018 года перечня заболеваний, дающих право на получение отдельного жилья и дополнительной площади.

К настоящему времени 8 граждан восстановлены на учете по судебным решениям. Контрольно-счетной палатой внесены рекомендации по проведению ревизии снятых с учета граждан на территории всей республики.

Проверкой установлено, что Госстроем РБ не обеспечивается своевременное оперативное доведение средств до муниципалитетов республики. Так, соглашение о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан муниципалитетам на протяжении последних трех лет заключается в конце 1 полугодия текущего года (в 2017 году – с 31 мая по 18 июля; в 2018 году – с 25 апреля по 18 июня 2018 года; в 2019 году – с 24 мая по 2 июля 2019 года), в результате чего сроки реализации сокращаются вдвое.

К тому же, отмечено ежегодное затягивание Госстроем процедуры закупок жилых помещений. Порядка 90 % аукционов признаются несостоявшимися по причине отсутствия заявок (в 2017 году из 79 аукционов 71 – не состоялся (89,9%), в 2018 году из 18 не состоялось 16 (88,9%). В результате поздние сроки проведения аукционов исключают возможность перераспределения средств в пользу льготников, избравших форму поддержки «сертификат». Таким образом, не обеспечивается в полном объеме освоение федеральных средств.

В результате в федеральный бюджет возвращено более 55 % неиспользованных субвенций от общего объема выделенных средств. При этом фактически социальная поддержка оказана всего 37 гражданам. В случае своевременного принятия оперативных мер по перераспределению средств, социальную поддержку могли получить дополнительно 58 инвалидов.

Важно отметить, что специально созданный в республике для решения вопросов строительства социального жилья Фонд развития жилищного строительства соисполнителем государственной программы не определен. При этом именно Фонду в целях снижения стоимости одного квадратного метра жилья республикой безвозмездно предоставлены земельные участки общей площадью 49 тысяч 408 га.

Согласно представленной в ходе проверки информации за три года Фонд обеспечил строительство жилых помещений для 2 642 граждан, из их числа лишь 7% граждан являются инвалидами или семьями, членами которых являются дети-инвалиды.

Итогами проведенного анализа определено, что норма Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), не реализуется.

 

  • Контрольно-счетной палатой Республики Башкортостан рассмотрен вопрос обеспечения жилищных прав инвалидов (внеочередников), страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний