Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан

Тезисы выступления Шагимуратова К.Н. «О работе Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан в 2019 году» в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан 30 января 2020 года

31 января 2020
38
0
Скачать (загружено 1 раз)

Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2019 году осуществлялась
в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты, поручениями Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, предложениями и запросами Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан.

Всего за прошлый год проведено 72 контрольных и 13 экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения бюджета Республики Башкортостан, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, целевого и эффективного использования бюджетных средств в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью.

Подготовлено 68 заключений по результатам проведения экспертизы проектов законодательных актов и проектов государственных программ Республики Башкортостан. Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено 170 объектов.

Общая сумма выявленных нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств составила 62 402,5 млн. рублей (17 526 нарушений).

1) при формировании и исполнении бюджетов – 23 991,4 млн. рублей;

2) при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – 14 597,4 млн. рублей;

3) в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 3 639,6 млн. рублей;

4) при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 6 359,5 млн. рублей;

5) в сфере деятельности государственных компаний – 9 525,2 млн. рублей;

6) иные нарушения– 4 289,4 млн. рублей (неэффективное использование средств).

 

Хочу отметить, что специфика наших проверок предусматривает исследование работы объекта контроля за несколько лет, поэтому выявленный объем нарушений существенный, и свидетельствует, в том числе и о системности нарушений, которые имеют «многолетнюю историю».

Большая часть выявленных нарушений носят нарушения при формировании и исполнении бюджетов, а также ведении бухгалтерского учета и представлении финансовой отчетности 38 588,8 млн. рублей, что составляет порядка 62 % (нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания; нарушения при выполнении государственных задач ТФОМС РБ; нарушения при установлении случаев и порядка предоставления из бюджетов бюджетной системы субсидий юридическим лицам; грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета, выразившееся в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности).

Аналогичная ситуация прослеживается во всех регионах и в частности наблюдается и на федеральном уровне.

Так председатель Счетной палаты РФ А. Кудрин на коллегии СП РФ
14 января сообщил, что за 2019 год выявлено нарушений примерно на 804 млрд. рублей, из них треть - нарушения бухгалтерского учета и еще треть – это нарушения процедуры закупок, которые не являются уголовными преступлениями. По уголовным делам из общего объема нарушений ущерб оценивается в 2-3 млрд. рублей.

Пример:

1. В течение трех последних лет (2017-2019 годы) Фондом «Региональный оператор» не обеспечивался достоверный учет движения средств собственников на Расчетном счете в сумме более 7 млрд. рублей (7 427,20 млн. рублей). Установлено, также, что данные по расчетами с подрядчиками не соответствовали первичным документам.

2. В Баймакском районе в течение 4 лет муниципальные задания для учреждений образования и культуры на общую сумму 4,4 млрд.руб. формировались в отсутствие утвержденных нормативных затрат.

Порядка 6,4 млрд. рублей или 10 % это нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок. И здесь на первом плане вопросы, связанные с правильным и эффективным обоснованием цены контрактов, а также приемке работ не соответствующих условиям контрактов.

(нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора); цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком, несоблюдение принципов и основных положений о закупке (223-ФЗ); неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика; приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов).

Такие нарушения приводят, как правило, к прямым ущербам республике. В настоящее время Контрольно-счетная палата вплотную работает над инструментариями и методиками, позволяющими уже на этапе планирования закупок предупреждать такие нарушения.

Пример:

Фондом «Региональный оператор» при обосновании цены капитального ремонта кровли многоквартирных домов в сумме 151 млн. рублей. использовались завышенные расценки.

ГУП Издательский дом «Республика Башкортостан» Положение о закупках, позволяет осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка, что приводит к ограничению конкуренции и снижению эффективности закупок (отсутствие экономии).

Еще один блок нарушений, установлен при контроле в сфере деятельности акционерных общества с мажоритарной долей республики (ненадлежащее выполнение обязанностей единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, в том числе влекущее убыточную/неприбыльную деятельность хозяйственного общества, получение меньшей, чем возможно прибыли, неэффективное использование имущественного комплекса хозяйственного общества либо неэффективное распоряжение им).

По итогам контрольных мероприятий сумма нарушений превысила 9,5 млрд. рублей или 15%.

Вследствие неэффективных управленческих решений руководителей акционерных обществ, формируется отрицательный финансовый результат, и возникают условия дальнейшего ухудшения их финансового состояния.

Пример:

АО «Башспирт» при ежегодном увеличении прибыли от реализации продукции собственных брендов, убыток от производства лицензионной продукции увеличился, что обусловлено высокими платежами лицензиарам роялти в сумме 1 108,0 млн.руб.;

АО Санаторий «Янган-Тау» на себестоимость путевок отнесены затраты на премирование работников, превышающий установленный норматив в сумме
205,4 млн. рублей.

Отдельно выделю нарушения, которые квалифицированы, как «неэффективное использование государственных ресурсов» (неэффективное использование имущества АО, ООО, ГУП, МУП; неэффективное использование государственного имущества; неэффективное использование бюджетных средств).

Справочно: Неэффективное использование фиксируется по фактам, когда поставленные задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, используя определенный объем средств можно было достигнуть лучшего результата.

В отчетном году сумма таких расходов стала «рекордной» и составила порядка 4,1 млрд. рублей. Большей частью (3,3 млрд. рублей) это последствия фактов ненадлежащего выполнения обязанностей руководителей хозяйственных обществ, в том числе влекущие убыточную их деятельность.

Пример:

ГУП «ФЖС» неэффективные затраты и упущенная выгода предприятия по строительным объектам составила в сумме 1 348,4 млн. рублей (реализация квартир по ценам ниже среднерыночных).

И последний блок нарушений – это нарушения в сфере управления и распоряжения имуществом (ненадлежащее осуществление полномочий собственника имущества унитарного предприяти, злоупотребления при осуществлении таких прав, в том числе влекущее убыточную/неприбыльную деятельность предприятия; получение меньшей, чем возможно прибыли, нарушение условий оплаты и распределения денежных средств от продажи имущества; несоблюдение порядка аренды земельных участков; нарушение порядка учета и ведения реестра государственного (муниципального) имущества; непринятие мер по взиманию просроченной задолженности по арендной плате за пользование государственным (муниципальным) имуществом).

В общей сумме нарушений в отчетном году они составили 3,6 млрд. рублей или 5,8 % (Большинство в деятельности трех унитарных предприятий республики ФЖС, Башгеолцентр, ИД Башкортостан).

Пример:

ГУП «ФЖС РБ» не проведена своевременная государственная регистрация права хозяйственного ведения на 104 объекта недвижимости;

АО Санаторий «Янган-Тау» не зарегистрировано право собственности общества на 52 объекта недвижимого имущества.

Уважаемые депутаты!

Приведу примеры контрольных мероприятий по наиболее бюджетоемким социальным направлениям.

Контроль расходов в сфере здравоохранения

Вопросы развития системы здравоохранения являются ключевыми в реализации государственной социальной политики. Расходы на содержание больниц и поликлиник, обеспечение лекарствами, лечебным питанием и товарами льготной категории граждан, оказание высокотехнологичной медицинской помощи являются наиболее существенной статьей расходов бюджета Республики Башкортостан.

В Контрольно-счетной палате на постоянной основе осуществляется анализ содержащейся в обращениях граждан информации о фактах нарушений бюджетного законодательства и ее последующее использование при планировании и непосредственно проведении контрольных мероприятий.
В отчетном году проведен комплекс мероприятий, в рамках которых рассмотрено 11 таких обращений.

По итогам контрольных мероприятий общая сумма выявленных нарушений составила более 2 млрд. рублей, из них половина – это факты нарушений правил ведения бухгалтерского учета (1 178,5 тыс. рублей), 450 млн. рублей – нарушения в сфере закупок при выборе способа определения поставщика и нарушений условий реализации контрактов, 338 млн. рублей приходится на нарушения порядка формирования и исполнения государственных заданий.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в республике не были организованы надлежащие планирование и контроль за удовлетворением потребности в лекарственном обеспечении больных первичным (врожденным) иммунодефицитом.

Финансирование заявленной медицинскими учреждениями потребности в иммуноглобулинах осуществлялось по остаточному принципу.

Так, в 2017 году заявки были обеспечены на 60 %, а в 2018 году уже лишь на 21 %.

В результате принятых мер по состоянию на ноябрь 2019 года потребность в лекарственных препаратах для бесплатного обеспечения больных первичным (врожденным) иммунодефицитом граждан удовлетворена в полном объеме.

По состоянию на 01.01.2019 из 107 медицинских организаций республики в 77 питание организовано собственными силами, в 27 – силами аутсорсинговых компаний, в 3 – по смешанному типу.

Проверкой установлены факты нарушений санитарных норм и правил при организации питания, установленных СанПиНов.

Например, в ГБУЗ РБ ГБ г. Кумертау (питание организовано собственными силами) проверкой выявлено хранение 418,3 кг колбасной продукции
и применение 12,96 кг сухой белковой композитной смеси с истекшими сроками годности стоимостью свыше 100 тыс. рублей, в ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 21 (питание передано на аутсоринг) – отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов к закупленному мясу в количестве 4 тонн
на сумму свыше 900 тыс. рублей.

Проверкой выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при закупках продуктов питания в ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 21 г. Уфы, ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, ГБУЗ РБ Городская больница г. Кумертау на общую сумму свыше 200 млн. рублей, ряд выявленных нарушений имеют признаки коррупционных рисков.

Например, в ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 21 г. Уфы
в результате искусственного дробления закупок идентичных товаров необоснованно выбран неконкурентный способ закупок по 92 договорам
на общую сумму 6 516,28 тыс. рублей, не обеспечена консолидация закупок идентичных товаров, работ и услуг, однородных товаров на общую сумму
2 996,46 тыс. рублей.

В ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ выявлено наличие признаков аффилированности между начальником контрактного отдела и ИП, с которым заключены договоры на поставку продуктов питания, на общую сумму 614,4 тыс. рублей с завышением НМЦК относительно среднерыночных цен.

ГБУЗ РБ Городская больница г. Кумертау заключались договоры на сумму не более 100,0 тыс. рублей с превышением 5 %-ного допустимого совокупного годового объема закупок заказчика на общую сумму 61 957,0 тыс. рублей.

По итогам контрольного мероприятия Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Городская клиническая больница
№ 21 г. Уфы, ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, ГБУЗ РБ Городская больница
г. Кумертау внесены представления для устранения выявленных нарушений
и недостатков, привлечения к ответственности должностных лиц, виновных
в допущенных нарушениях.

Материалы проверки направлены в Прокуратуру Республики Башкортостан и Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан для рассмотрения
и правовой оценки выявленных нарушений.

Остановлюсь на вопросах передачи непрофильных функций образовательных учреждений на аутсорсинг.

В отчетном году Контрольно-счетной палатой исследованы вопросы эффективности бюджетных затрат на переданные аутсорсерам непрофильные функции образовательных учреждений города Нефтекамска.

Проверка показала, что передача внешним исполнителям отдельных непрофильных функций осуществлена в отсутствии разработанных Управлением образования эффективных организационных форм взаимодействия сторон, а именно: не проведена оценка экономической эффективности, не рассмотрены рекомендации Правительства республики о заключении соглашений на основе муниципально-частного партнерства.

На деле расходы образовательных учреждений на оплату услуг, переданных внешним исполнителям, в 2017 году составили 51,1 млн рублей, в 2018 году – 357,3 млн рублей. За указанный период увеличение цены отдельных услуг составило от 9 % до 360 %, что привлекло увеличению расходов бюджета городского округа на сумму 84,3 млн. рублей.

Процедуры закупок по аутсорсинговым услугам проводились с нарушениями контрактного законодательства. Установлены факты несоответствия обоснований цен, представленных аутсорсерами, договорным ценам.

В итоге расходы образовательных учреждений на оплату отдельных услуг, переданных аутсорсерам, в течение двух лет увеличились более
чем в три раза.

Таким образом, перевод непрофильных функций образовательных учреждений городского округа внешним исполнителям экономии бюджетных расходов и не обеспечил повышение качества предоставления муниципальных услуг.

Поскольку сама по себе система аутсорсинга, как инструмент, позволяющий сосредоточиться только на основных направления деятельности, достаточно полезна и имеет в целом мировую практику.

Мы хотим подчеркнуть, что идея правильная и при надлежащем контроле его исполнения на местах, система себя должна оправдать.

Отмечу, что нормативная база и все правовые рычаги для возможности эффективной реализации данных функций в республике созданы.

Еще одна актуальная тема – реализация республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В целях формирования средств для обеспечения организации
и проведения капитального в 2013 году в республике создан Фонд «Региональный оператор». За Фондом закреплены функции технического заказчика работ
по капитальному ремонту и формирования и краткосрочных планов реализации Программы.

В ходе проверки установлено, что начиная с 2017 года прослеживается устойчивая динамика роста дефицита средств Фонда.

Если в 2017 году дефицит составлял 14 % от общего объема средств, необходимых для финансирования региональной программы (413 млн. рублей),
в 2018 годууже 26 % (1,19 млрд. рублей), то в I полугодии 2019 года
по расчетным данным размер дефицита средств Фонда уже превысил 30-процентный барьер (33,6 %) и составил более 1 млрд. рублей.

Причинами низкой финансовой устойчивости Фонда послужили низкое качество планирования и резкий рост кредиторской задолженности в 2018 году:
с 580 млн рублей до 1 700 млн рублей (рост в 3 раза).

В результате из всех запланированных к ремонту в 2019 году
4 000 подъездов по итогам I полугодия 2019 года отремонтировано лишь 16 %

Результаты проверки показали, что объем выявленных нарушений составил порядка 1,5 млрд. рублей, из них более 1 млрд. рублей – это неэффективно использованные денежные средства и иные финансовые нарушения.
При этом 66 % суммы нарушений приходится на нарушения, невозможные
к устранению.

К основным нарушениям относятся: авансирование работ при отсутствии данных условий в аукционной документации (373 млн. рублей); проведение оплаты работ до наступления установленного срока оплаты (355 млн. рублей); отсутствие своевременно принятых решений органов местного самоуправления о софинансировании капитального ремонта из бюджетов муниципальных образований (131 млн. рублей); оплата работ ненадлежащего качества (15 млн. рублей); увеличение штатной численности руководящего состава Фонда с 5 до 7 заместителей (трое из них с дублированием полномочий) и выплата вознаграждений сотрудникам при отсутствии персонально разработанных критериев оценки эффективности их работы (15 млн. рублей); применение завышенных расценок и несоблюдение предельной стоимости работ (85 млн. рублей); ремонт многоквартирных домов, не включенных
в Краткосрочные планы реализации Республиканской программы капитального ремонта (67 млн. рублей); проведение работ по реконструкции кровли без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (62 млн. рублей); отсутствие дополнительных соглашений к договорам подряда при изменении стоимости работ (97 млн. рублей).

Кроме того, были выявлены многочисленные нарушения в части ведения Фондом бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе выездных мероприятий были выявлены факты составления смет
с несоблюдением технологии работ, а также нарушения самой технологии производства работ, в результате чего требуются повторные ремонтные работы
и дополнительные затраты. Во всех проверенных муниципальных образованиях были установлены объекты, к ремонту которых не приступали. При этом пени
за несоблюдение подрядчиками сроков проведения работ Фондом не начислялись
и не предъявлялись.

По требованию Контрольно-счетной палаты республики Фондом
за несоблюдение договорных условий по 25 домам генподрядчикам направлены претензии об уплате неустоек на общую сумму более 3 млн. рублей.

С учетом выявленных нарушений Контрольно-счетная палата вышла
с инициативой о наделении Госкомитета по жилищному и строительному надзору правом на осуществление контроля за использованием Фондом средств собственников жилых помещений.

Уважаемые депутаты!

Как я уже отметил выше – в отчетном году осуществлен целый блок проверок эффективности использования государственных ресурсов
и имущества ряда крупнейших акционерных обществ и унитарных предприятий республики.

 

 

Среди них проверка санатория «Янган-Тау».

Санаторий является наиболее известным в республике и за ее пределами представителем государственного сектора санаторно – курортного комплекса.
В состав инфраструктуры санатория входят суховоздушная и паровая лечебницы, лечебно-диагностический, горнолыжный и конноспортивный комплексы.

Вместе с тем объемы оказания санаторно-курортных услуг снижаются.
Основной причиной здесь стали неэффективная политика формирования стоимости путевок, а по их сути «искусственный рост».

Основными причинами снижения объема услуг явились отсутствие
в достаточной степени эффективных управленческих решений, в том числе
в части профилактики коррупционных проявлений, и финансовой составляющей внутреннего контроля как инструмента диагностирования системы управления
и выявления резервов повышения ее эффективности.

Руководством общества не приняты надлежащие меры к системной организации наиболее экономически эффективных конкурентных закупок как основного резерва снижения себестоимости и созданы условия, позволяющие осуществлять закупки у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка.

В рамках закупок товаров, работ и услуг обществом заключены договоры на общую сумму свыше 2,3 млрд. рублей, при этом закупки на общую сумму свыше 760 млн. рублей несут признаки ограничения конкуренции, на сумму свыше 219 млн. рублей осуществлены путем искусственного дробления
в целях ухода от конкурентных процедур, на сумму свыше 220 млн. рублей - имеют признаки необоснованного допуска к участию в торгах
и неправомерного определения победителя.

70 млн. рублей составили дополнительные и неэффективные расходы общества в результате приобретения товаров, работ, услуг по завышенной стоимости, как правило, у одних и тех же поставщиков, в том числе 40 млн. рублей на приобретение продуктов питания.

В то же время выявлено систематическое списание продуктов питания сверх утвержденных норм на общую сумму свыше 144 млн. рублей.

При этом на одного отдыхающего списывалась приготовленная пища массой от 4,5 кг до 6 кг ежедневно!

В нарушение требований п. 15 приказа МЗИО РБ от 03.02.2017 № 94
«Об условиях приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия санаторий «Янган-Тау» Республики Башкортостан» не проведена государственная регистрация права на 52 объекта недвижимого имущества общества первоначальной стоимостью 400,9 млн. рублей общей площадью 34 304,3 кв. метров, что составляет 60,03 % от общей площади зданий санатория.

Проверкой формирования стоимости путевок, учета и оказания платных услуг, расходов на содержание имущества установлены различные нарушения на общую сумму свыше 1 млрд. рублей.

Например, недостатки учетной политики общества и нарушения
при распределении косвенных затрат, применение неактуальной Методики расчета стоимости путевок повлекли увеличение их стоимости на сумму свыше 600 млн. рублей, системные и технические ошибки в расчетах стоимости минеральной воды «Кургазак» - необоснованное завышение стоимости реализованной продукции на сумму свыше 21 млн. рублей.

По оценке Контрольно-счетной палаты своевременная профилактика
и недопущение выявленных нарушений могли бы снизить стоимость путевок до 30 % и повысить доступность отдыха в санатории для населения и гостей республики.

О результатах проверки проинформированы Глава Республики Башкортостан, Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан.

Направлена информация для рассмотрения и принятия мер в соответствии
с компетенцией в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Управление Федеральной антимонопольной службы
по Республике Башкортостан и иные ведомства.

В адрес АО Санаторий «Янган-Тау» внесено представление Контрольно-счетной палаты для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Уважаемые депутаты!

Ежегодно Контрольно-счетная палата планирует проверки
в муниципальных образованиях республики. В отчетном году проверки проведены в Баймакском, Благовещенском и Давлекановском районах. Отмечу, что мероприятия организованы сразу по трем направлениям. Первое – это целевое и эффективное использование трансфертов, поступивших
из республики, второе – результативное управлением имуществом и третье – соблюдение законодательства в сфере распоряжения земельными ресурсами.

Общая сумма выявленных нарушений составила порядка 8 млрд. рублей.

 

Структура нарушений и недостатков,
установленных в ходе проверок в муниципальных образованиях

(млн. рублей)

 

Анализ доходной части проверенных муниципальных бюджетов показал,
что все они являются высокодотационными – удельный вес межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов составил от 53,5 % до 76,7 %.

Вместе с тем, муниципальные районы имеют значительные резервы
для увеличения собственных доходов за счет эффективности использования муниципальной собственности, земельных ресурсов и бюджетных средств.
Проверками установлено, что муниципальными образованиями зачастую
не принимаются исчерпывающие меры по укреплению собственной
доходной базы в результате ненадлежащего администрирования доходов
и несвоевременной претензионно-исковой работы по взысканию просроченной задолженности.

Общая сумма нарушений и недостатков, выявленных при проверках бюджетов муниципальных образований в 2019 году, составила 7,9 млрд. рублей, в составе которых превалируют нарушения, допущенные автономными
и бюджетными учреждениями в ходе формировании и исполнении бюджетов, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, в ходе управления
и распоряжения имуществом. В ряде случаев администрациями муниципальных образований не обеспечено достижение социально-значимого эффекта
от использования субсидий и субвенций, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.

По итогам проверки в Баймакском районе Республики Башкортостан установлено, что Администрацией муниципального района не принимаются надлежащие меры по обеспечению целевого характера, эффективности, правомерности и результативности использования бюджетных средств
и распоряжения муниципальным имуществом, в результате чего проверкой выявлены различные нарушения на общую сумму 6,5 млрд рублей. Ряд важных показателей социально-экономического развития муниципального района имеет отрицательную динамику.

Кроме того, выявлены коррупциогенные факторы и коррупционные риски,
а также факты, имеющие признаки уголовно-наказуемых деяний, в действиях руководства администрации МР Баймакский район РБ и ряда депутатов Совета муниципального района.

Отсутствие контроля со стороны Администрации муниципального района повлекло формирование и доведение до бюджетных учреждений муниципальных заданий, не подтвержденных расчетами нормативных затрат, на общую сумму 4,7 млрд. рублей, при этом документально не подтверждено оказание муниципальных услуг на 10,9 млн. рублей.

Проверкой установлены факты нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 65 млн. рублей. В том числе не обеспечено соблюдение принципа адресности и целевого характера при расходовании 51 млн рублей, выделенных в 2011 году из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан на организацию проведения весенне-полевых работ и фактически направленных на увеличение уставного фонда МУП «Культабан». Соответствующим определением Арбитражного суда Республики Башкортостан МУП «Культабан» признан несостоятельным (банкротом), вследствие чего потери бюджета муниципального района при непринятии мер по своевременному изъятию из хозяйственного ведения предприятия муниципального имущества составили 69,9 млн. рублей.

В ходе проверки выявлена системная выдача главами администраций 14-ти сельских поселений в период с 2014 по 2018 годы 144-м гражданам фиктивных справок, на основании которых незаконно выплачены за счет средств федерального бюджета пособия по безработице на общую сумму 5 млн. рублей.

Также на системной основе в муниципальном районе государственными заказчиками осуществляется приемка и оплата за счет бюджетных средств фактически не выполненных подрядчиками строительных работ, в результате чего неправомерно израсходовано 22,2 млн. рублей.

Так, в результате многочисленных нарушений при строительстве стадиона «Труд» в г. Баймаке, в т.ч. замены оплаченных материалов на низкокачественные аналоги, объект с момента постройки в 2015 году не используется, не пригоден
к эксплуатации и требует дополнительных инвестиций в объеме порядка 10,3 млн. рублей при неэффективных расходах на его строительство в сумме 81,5 млн. рублей, оплате фактически не выполненных работ и не поставленного оборудования в объеме 6 млн. рублей. Кроме того, Администрацией муниципального района не приняты меры к возмещению подрядчиками ущерба
и взысканию штрафных санкций на общую сумму порядка 7 млн. рублей.

Администрацией муниципального района не обеспечены эффективность расходования бюджетных средств на общую сумму 392,2 млн. рублей
и обоснованность расходов в сумме 72,3 млн. рублей.

Так, на приобретение не соответствующих строительным нормам
и техническим регламентам, не оснащенных инженерными системами водоснабжения жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 35,4 млн. рублей.

Установлены многочисленные нарушения в предоставлении
и расходовании средств бюджета Республики Башкортостан, выделенных муниципальному району в качестве государственной поддержки, субвенций
и субсидий на реализацию мероприятий государственных программ, а также средств местного бюджета на общую сумму 104,3 млн. рублей.

По информации, поступившей из правоохранительных органов,
по выявленным в ходе проверки фактам возбуждено три уголовных дела. По ряду фактов проводится доследственная проверка.

Уважаемые депутаты!

Информационная открытость государственных органов становится сегодня одной из важнейших характеристик эффективности деятельности.
Под «информационной открытостью» понимается предоставление достаточного
и необходимого объёма общественно значимых сведений.

В своей работе Контрольно-счетная палата также повышает прозрачность
и открытость. В 2019 году:

- официальный сайт Контрольно-счетной палаты модернизирован,

- реализован проект создания аккаунта в социальных сетях;

- представители средств массовой информации приглашаются
на Коллегии;

- материалы о деятельности организации регулярно выкладываются
на сайте.

Наша задача – предоставлять объективную и понятную информацию
с использованием всех доступных средств и инструментов коммуникации.

Мы понимаем: чтобы сохранить доверие общества и каждого жителя республики к нашим результатам, нужен постоянный, планомерный,
а главное предметный диалог. На постоянной основе мы организуем опросы населения, где граждане имеют возможность не только высказать свое мнение,
но и внести предложения по актуальным и интересующим их вопросам.

Граждане республики должны понимать, в чем состоит компетенции
и полномочия Контрольно-счетной палаты. Наше взаимодействие является полезным источником аудиторских доказательств. Оно подтверждает своевременность и актуальность проверок и способствует более существенному влиянию Контрольно-счетной палаты на решение беспокоящих общество проблем.

В отчетном периоде доводы, изложенные в 17 обращениях, были проверены в рамках плановых контрольных мероприятий. По 10 обращениям организованы проверки.

Приведу результаты одного из таких мероприятий.

В рамках реализации полномочий по анализу бюджетного процесса мы рассмотрели вопрос реализации социальных обязательств по обеспечению жилищных прав инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Проверкой выявлено несовершенство действующих методик предоставления льгот, приводящее в свою очередь к несоблюдению законных прав инвалидов на внеочередное предоставление им жилых помещений. Установлено также, что из года в год растет статистика по обращению инвалидов в суды для решения жилищных вопросов.

Анализ также показал, что фактическое выделение бюджетных средств
на указанные цели составляет порядка 7 % от имеющейся потребности.

Государственным комитетом по строительству и архитектуре ежегодно
не соблюдаются сроки закупок жилых помещений для льготников. Размещение заявок на приобретение начинается не ранее июля месяца, а в большинстве случаев проводятся в конце года, что приводит к неиспользованию средств.

Так, за последние два года неиспользованные субвенции возвращены
в федеральный бюджет в размере 39 млн рублей, что составило 55 % от общего объема полученных средств.

Как я уже отметил ранее, в республике сложилась практика предоставления жилых помещений льготникам в основном в рамках исполнения судебных решений. При этом очередность предоставления жилья устанавливается уже
по дате принятия таких решений, то есть без учета даты постановки на учет
в качестве нуждающихся.

В этой связи не реализуются права инвалидов на своевременное обеспечение жильем, вставших на учет в более ранние сроки, и не обратившихся в суд.

В качестве примера могу привести факт, что согласно утвержденному Республиканскому списку под номером 1 (№ 1) гражданин стоит в очереди почти 35 лет – с января 1985 года.

При исполнении соглашений с администрациями муниципальных образований по делегированию указанных полномочий доля освоения выделяемых средств ежегодно снижается.

Также, в г. Уфе установлены факты незаконного снятия с учета
34 инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях. К настоящему времени восстановлено в очереди 8 граждан.

Как видите, результаты проверки показывают, что в реализации социальных обязательств по обеспечению жилищных прав инвалидов нужны системные меры. Такие меры мы предложили правительству совместно разработать. В первую очередь – это проведение полной ревизии данных по снятию с учета граждан
на территории всей республики. Второе – разработать Порядок финансирования
и предоставления жилых помещений по судебным решениям и третье –
мы предложили методику, предусматривающая предоставление льгот в четком соответствии с очередностью, которая в составе заключения направлена
в Правительство Республики Башкортостан для рассмотрения и подготовки законодательной инициативы.

Уважаемые депутаты!

Важнейшим направлением деятельности Контрольно-счетной палаты является контроль за формированием и исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Общий объем нарушений и расхождений, выявленных в результате экспертизы законопроектов и проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, составил 4,4 млрд рублей. По итогам проверок для принятия мер внесено 10 представлений.

В условиях, когда параметры бюджета республики позволяют выстраивать работу на принципах развития, на передний план выходят вопросы оценки экономической эффективности государственных программ и проектов на всех этапах – от разработки до конечного результата.

В 2019 году по результатам финансово-экономических экспертиз госу?